Драматурги и деятели:
Акций – (170-ок. 85 до н.э.)- древнеримский драматург. Написал свыше 40 трагедий, содержание которых заимствовано преимуществнно из греческой мифологии, перерабатывал произведения Эсхила, Софокла и Еврипида. Иногда объединял в одной трагедии материал двух близких по сюжету драм своих предшественников. Создал также 2 трагедии на римский сюжет (т. н. претексты, лат. praetextae); из них наибольшей известностью пользовалась трагедия "Брут", посвященная изгнанию последнего римского царя Тарквиния Гордого. Трагедии Акция сохранились лишь в отрывках (св. 700 строк), по которым видно, что его стиль находился под сильным воздействием ораторской речи и отличался патетической приподнятостью и афористичностью.
Антифан - (ок. 408-334 до н. э.) - древнегреческий комедиограф. Жил в Афинах. Был одним из наиболее известных авторов т. н. средней аттической комедии. А. одержал 13 побед на драматич. состязаниях. Сохранилось ок. 200 названий и св. 300 отрывков его комедий.
Витрувий – (Сер. И 2-я пол.1 в.до н.э.) – древнеримский архитектор и инженер. Автор трактата «Об архитектуре» - единственного античного сочинения, по теории архитектуры, дошедшего до нас полностью.
Гней Невий -
Дион Хрисостом (Златоуст) - (ок. 40 - 120 н.э.) - греческий оратор, философ и общественный деятель, происходил из знатной семьи г. Прусы в Вифинии. Благодаря образованности Д.Х. был приглашен в Рим, где жил при дворе Веспасиана и Тита. Был изгнан Домицианом, избрал жизнь бродячего философа и за 14 лет изгнания обошел Малую Азию, Грецию и берега Черного моря. Увлеченный идеалами киников и подражая Диогену, осуждал богатых и сильных, прежде всего тиранов. Император Нерва восстановил Д.Х. в правах. При Траяне приобрел наибольшую популярность. Традиция приписывает Д.Х. 79 сохранившихся речей морального, политического и историко-лит. содержания, являющихся важным источником по истории Рима I - нач. II в. н.э.
Дионисий Фракийский -
Кратет – афинский комический поэт, ок. 450 до н.э., представитель так называемой сказочной комедии. Возможно, Кратет первым отказался в своих комедиях от личных нападок и добился единства действия. Сохранились лишь фрагменты его сочинений.
Росций – известный древнеримский актер
Теофраст - греческий ученый, философ, ученик и друг Аристотеля, считается самый разносторонний ученым античности, учитель Менандра
Фриних - греческий автор трагедий из Афин, ок.500 до н.э., самый выдающийся трагик до Эсхила, первым в драматургии наряду с мифологическими сюжетами использовал современные исторические темы из событий Персидских войн («Финикиянки», 476, прославление побед при Саламине). Сохранились лишь фрагменты его произведений.
Феспид - грек из Икарии, впервые в 534 г. до н.э. на Великих Дионисиях использовал наряду с хором актера-декламатора, создав тем самым аттическую трагедию. Из его произведений остались лишь отдельные фрагменты, да и те вызывают сомнение в подлинности автора.
Формий – драматург-комедиограф. Современник Эпихарма
Эпихарм – (конец 6 - 1я половина 5 вв. до н.э.) – древнегреческий драматург. Представитель дорийской комедии По свидетельству Аристотеля ("Поэтика", гл. 5), Э. первый придал бытовым и пародийно-мифологич. фольклорным сценкам художеств. целостность, законченный сюжет. Сохранились назв. 35 комедий Э. и фрагменты, содержащие бур-лескно-пародийные обработки мифов, пародии на философские споры. Введ„нный Э. тип парасита восприняла затем новая аттическая комедия. Произв. Э. были написаны ямбом на дорийском диалекте, с использованием языковых средств (остроты, игра слов, риторич. антитезы, неологизмы).
Энний - (239-169 до н. э.) - древнеримский поэт и драматург. Родился в Южной Италии. С детства знал греческий и латинский языки. С 204 до н. э. жил в Риме, где сблизился со Сцппионом Африканским Старшим - сторонником приобщения к эллинской культуре. Творчество Энния обширно и многообразно. От многочисленных пьес Энния сохранились только отрывки из 20 трагедий на сюжеты из греческой мифологии по образцам греческих трагедий ("Медея", "Выкуп Гектора", "Ифигения", "Андромаха" и др.), комедий ("Трактирщица", "Пан-кратиаст"), претекст ("Амбракпя", "Сабинянки"). В содержание пьес, в их метрику и стиль Энний вносил чисто латинские элементы.