ЕВРИПИД
(480(485-484) – 406 гг. до н.э.)
одержал 5 побед на драматических состязаниях (одну – посмертно).
приписывали от 75 до 92 драм (т.е. приблизительно от 19 до 23 тетралогий)
сохранилось полностью 17 трагедий Еврипида: «Алкестида» (438), «Медея» (431), «Гераклиды» (ок. 430), «Ипполит» (428), «Гекуба», «Геракл» (ок. 423), «Андромаха» (ок. 422), «Умоляющие» (ок. 420), «Ион» (ок. 418), «Троянки» (415), «Ифигения в Тавриде» (ок. 414), «Электра» (ок. 413), «Елена» (ок. 412), «Финикиянки» (410), «Орест» (408), «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки» (обе поставлены уже после смерти Еврипида)
сохранилось множество фрагментов его произведений
полностью сатирическая драма «Киклоп» (ок. 426-423 или ок. 412)
почти все пьесы написаны Еврипидом во время Пелопонесской войны (431-404)
творчество Еврипида ярко отразило этот переломный период в истории Древней Греции (Пелопонесская война). Драматург затрагивает в своих трагедиях животрепещущие вопросы современности. В ряде его пьес звучит враждебное отношение к Спарте, изображаются бедствия, порожденные войной. Еврипид создает ряд героико-патриотических пьес, в которых прославляет родной город, изображая его носителем высоких принципов демократии и гуманности и защитником всех от насилия неправды. В своих драмах Еврипид поднимает разнообразные вопросы – религиозные, философские, этические, социальные. Особенно привлекает его мир душевных переживаний человека, человеческие характеры и страсти.
По сравнению с Эсхилом и Софоклом, Еврипид приблизил своих героев к действительности, изображал людей такими, какими они бывают в жизни. Герои его трагедий – это современные драматургу люди с их мыслями, чувствами, стремлениями и страстями, иногда низменными и отталкивающими, с тончайшими, порой противоречивыми, душевными переживаниями. Драматург свободно относится к мифам, легко меняя их содержание не только в деталях, но иногда и в существенных чертах.
Под влиянием софистики Еврипид в ряде трагедий критикует старые религиозные верования. Представление о божестве носит у Еврипида отвлеченный характер.
Еврипид при жизни не пользовался успехом, т.к. афинян смущало его свободное отношение к мифам и к традиционной религии. Реалистичные тенденции творчества Еврипида, не боявшегося изображать темных, отталкивающих сторон жизни, также были далеки от современных ему зрителей.
По своим общественно-политическим взглядам Еврипид был сторонником умеренной демократии и отрицательно относился к радикальной демократии своего времени.
Еврипид создает галерею разнообразных трагических образов и считается самым трагичнейшим из трагиков.
Новый характер драматургии Еврипида, связанной с глубоким проникновением в мир душевных переживаний человека, требовал новых средств театральной выразительности. Еврипид стал использовать в театральной музыке лады, прежде не употреблявшиеся. Чтобы усилить эмоциональное воздействие на зрителей, Еврипид часто использовал монодии (сольные арии актеров).