СОФОКЛ
(496(7)-406 гг. до н.э.)
один из трех великих трагиков
24 раза становился победителем на соревнованиях драматургов – Великих Дионисиях и Ленеях
в своих произведениях Софокл вводит третьего актера, что увеличило напряжение действия, увеличил количество певцов в хоре с 12 до 15 человек, однако, сократил хоровые партии
написал 123 произведения, из которых нам известно 114, целиком дошли 7 трагедий: «Аякс», «Антигона», «Трахинянки», «Царь Эдип», «Электра», «Филоклет», «Эдип в Колоне», сохранилось множество фрагментов
в своих драмах использовал мифологию
любя свою родину, Софокл воспевает Афины и их политическое устройство; он твердо стоит на традиционных религиозных позициях, которые в его время уже подвергались активным нападкам софистов. Еще в античности Софокл считался классиком, его пьесы изучали в школах, в театрах они считались образцом.
В трагедиях Софокла главным героем становится человек, принимающий на себя полную ответственность за свои поступки, активно действующий, самостоятельный в своем поведении и решениях.
Человек вступает в борьбу за выполнение своего морального долга, при этом проявляя благородство, честность, верность нравственным принципам свободного гражданина демократического государства.
Персонажи Софокла более индивидуальны. Он изображал людей такими, какими они должны быть. Им еще не свойственны психологические различия.
Выявление истины приводит героев Эсхила к «прозрению», и эта ситуация позволяет Софоклу раскрыть противоречие между субъективными устремлениями человека и объективным результатом его побуждений.
Персонажам Софокла не свойственно также психологическое развитие; в ходе действия трагедии только обнаруживается и раскрывается №природа» каждого из героев.
Софокл почти целиком отказался от объединения трагедий в трилогии, значительно увеличил диалогические части и ввел третьего актера.
Герою часто противопоставляется второстепенный персонаж, стремящийся отклонить его от выполнения нравственного долга
Творчество Софокла высоко ценилось в древности. Вергилий и Овидий считали его образцом трагического поэта. Сюжеты и образцы трагедий Софокла неоднократно использовались в последующей античной и европейской литературе.
|