Актерское искусство и маски в древнегреческом театре
полностью зависело от драматургии и характера театральных представлений в целом. Начальные ритуально-хоровые и хороводные представления требовали от исполнителей – еще не профессиональных артистов – умения поддерживать общий музыкально-ритмизованный ансамбль и четко произносить поэтический текст. Костюмы и маски были однородны для всех хоревтов. Хор в трагедии состоял из 12 человек (при Софокле – из 15). В комедии – из 24 –х.
Главные особенности актерского искусства Древней Греции V века:
1. Актерами были только мужчины, исполнявшие также и женские роли, т.к. в религиозных культовых действах главная жреческая роль всегда была мужской обязанностью.
2. Исполнители в трагедии и комедии были совершенно различными. Это обусловлено различным происхождением обоих жанров. Прототипом трагических актеров были жрецы и другие исполнители культа, а комические актеры вышли из мимов – подражателей, скоморохов, флиаков – болтунов, шутников. У трагиков требовался пафос, а у комедиантов – шутовство.
3. Состав актерской труппы, исполнявшей комедию или комедию ограничивался тремя актерами. 1-й –протагонист, 2-й девтерагонист, 3-й тритагонист).
4. Среди выразительных средств греческого актера отсутствовала мимика, т.к. он играл в маске. Сначала маска несла культовую традицию, а позже она была востребована оптическими и акустическими особенностями греческого театра.
В каталоге, отражающем практику греческого театра, числятся 44 мужские маски (17 трагических и 27 комических) и 25 женских (8 трагических и 17 комических). Маска менялась актером в течение спектакля несколько раз, если этого требовало душевное состояние персонажа.
Костюм нес ту же функцию, что и маска. Общей чертой костюмов была яркость и пестрота. В основе трагического костюма лежало одеяние дионисовых жрецов – пышное, яркое, многоцветное. Под верхнюю сценическую одежду (хитон) актеры надевали «толщинки», на хитон набрасывали плащ (гиматион или хламида). Ноги трагических актеров были обуты в особую обувь, увеличивающую рост – сапоги с высокой подставкой под подошвой – котурны.
Трагический актер, лишенный мимики, в утяжеляющих одеждах, на высоких подставках был малоподвижен. Он должен был виртуозно владеть движениями и жестом. Комический же актер, напротив, двигаться должен был как можно больше. Он использовал цирковые приемы, кувырки, жонглирование, пел, плясал и т.п. И те, и другие должны были очень четки и красиво говорить. Дикции, голосу придавалось большое значение.
В эллинистическом театре изменилась и актерская игра.
Во-превых, актеры уже были настоящими профессионалами, получающими за свое искусство подчас очень высокие гонорары. Сначала это были только почетные граждане, освобожденные от налогов и воинской службы), Постепенно актерским ремеслом стали заниматься ремесленники, и крестьяне.
Во-вторых, исполнители комедий Менандра были теперь чисто драматическими актерами. От них в гораздо меньшей степени требовалось цирковое мастерство.
В-третьих, очень выросло техническое мастерство – техника жеста и декламационное искусство. Различали 34 манеры актерского произношения.
Театр оставался условным, женщин по-прежнему играли мужчины.
|