Античный театр
Воскресенье, 2024-Апр-28, 16:11:02
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории каталога
Словарь [3]
Мини-Хрестоматия [1]
Античные свидетельства
Мозаика фактов [1]
Тесты [106]
Античные театры [7]
информация об античных театрах, сохранившихся до наших дней
Театр Древней Греции [9]
Театр Древнего Рима [4]
для Ленивых) [6]
специально для тех, кому нужно быстро познакомиться с кратким содержанием пьес))

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 717

Главная » Статьи » Мини-Хрестоматия

Мини-хрестоматия

Мини-Хрестоматия.

Античные свидетельства I-VIII приведены по:

Хрестоматия по истории западно-европейского театра.Ч.1. / С.С.Мокульский.  М.,1937г.

 

I. Из «Поэтики» Аристотеля:

1.Возникновение трагедии и комедии

2.Сущность и составные части трагедии

3.Свойства трагической фабулы

4.Завязка и развязка трагедии
 

II. Происхождение комедии (из схолий к Дионисию Фракийскому)

III. Образцы дидаскалий

IV. О еде и питье в театре

V. Образцы типических масок

VI. Определение мима (Диомед, Донад)

VII. Из трактата «Об архитектуре» Витрувия.

 О театре и его акустическом расположении

 О конструкции римского театра

 О греческих театрах

 О выборе созвучных мест для театра

 О портиках за сценой и местах для прогулок 

VIII. Цицерон об актерском искусстве
IX. Теофраст "Характеристики.Парадоксы души"
 
II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ КОМЕДИИ
Из схолий к Дионисию Фракийскому. Перевод Зелинского Ф.Ф. / Мокульский Хрестоматия по истории западноевропейского театра.....

Комедия возникла по следующей причине.Крестьяне, обижаемые афинскими гражданами и желающие обличить их , приходили в город, около времени, когда люди ложатся спать, и, проходя по улицам, перечисляли лбиды, которые они терпели от горожан - то есть, говоря яснее, кричали приблизительно следующее: здесь живет человек,поступивший так-то и так-то с крестьянами, - так что соседи, услышав это, на следующий день рассказывали друг другу о ночных жалобах крестььян. Это было позором для обидчика и нередко заставляло его отказаться от своего образа действий. Частое повторение значительно сократило чимло обидчиков; тогда городские власти нашли, что эта затея комиков полезна для государства; они их отыскали и предложили им повторить ее в театре.

III. Образцы дидаскалий

В архонтство Филоклета [ 458до н.э.]

 

Энейская триба победила

Дифирамбическим хором мальчиков;

Демодок был хорегом.

Гиппофонтийская триба победила

Дифирамбическим хором мужчин;

Евктемон из Элевсина был хорегом.

В соревновании комиков:

Евриклид был хорегом,

Ефроний был дидаскалом.

В соревновании трагиков:

Ксенокл Афиднеец был хорегом,

Эсхил был дидаскалом.

 

           (Это был год, когда Эсхил выступил последний раз на драматическом состязании в         Афинах и победил своей «Орестеей», - пишет С.С.Мокульский в примечании)

 

 

IV. О еде и питье в театре

Выпьем же наше вино, как было в обычае у афинян, слушая музыкантов, шутов и других артистов того же рода. Филохор говорит о людях этого рода в следующих выражениях: Афиняне во время Вакховых празднеств, обычно являлись в театр, пообедав и выпив вина; и они имели обычай смотреть на игры, украсив свои головы венками. Но в течение всего времени, пока продолжались игры, им непрестанно предлагали вино, а также разносили кругом сласти; и когда хоры входили, им предлагали вино; а также и тогда, когда представление кончалось и все расходились, им снова предлагали вино. И Ферекрат, комический поэт, сообщает обо всем этом и говорит, что и в его время зрителей никогда не оставляли без угощения

                                  Из «Деипнософиста»  («Пира софистов» Афинея), кн.ХI, гл.13. Перевод (с английского перевода C.D.Yonge, 1864) А.Г.Мовшенсона

 

 

V. ОБРАЗЦЫ ТИПИЧЕСКИХ МАСОК
Из "Ономасикона"Поллукса.Перевод С.О.Цыбульского. Приведено в его книге: Греческий театр СПБ, 1904.

ГЛАВНЫЙ СТАРИК - имеет венок из волос кругом головы, у него горбатый  нос, лицо плоское, правая бровь проподнята.

БЕЛЫЙ МУЖ - весь седой, с локонами кругом головы, борода жесткая; нависшие брови, белый цвет лица; онкос невысокий...

КУРЧАВЫЙ ЮНОША - белокурый, волосы начесаны на онкос, брови приподняты; вид свирепый...

ЛЮТЫЙ ДЕД, ИЛИ ГЕРМОНИЕВ СТАРЕЦ - плешивый с красным подбородком: брови приподняты; взор пронизывающий.

ЛЬСТЕЦ И ПАРАСИТ -  брюнеты, горбоносые, подвижные; у парасита более приплюснуты уши, он жизнерадостнее; у него как и у льстеца, коварно приподняты брови.

БЛЕДНАЯ ЖЕНСКАЯ МАСКА с густыми черными волосами; печальный взгляд;
название  - ochra - от цвета лица.

VI. Определение мима

1. Мим есть подражание без стыда всякой речи и движению или неприличным действиям, соединенное со сладострастием (Диомед)

2.

Мимы нравятся одним бесчестным людям и развратникам, ибо посредством их узнается как совершаются недозволенные вещи. (Донат)
 

 

VIII. Цицерон об актерском искусстве

Трагические актеры из года в год, сидя, изощряются в декламации и каждый день, прежде чем выйти на сцену, лежа, упражняют голос, переходя от самого высокого звука к самому низкому…..

   Перевод А.И.Пиотровского. Цитировано в книге: А.Гвоздев и А Пиотровский. История                                       европейского театра. Изд. «Academia», М.-Л.1931, с.204

 
 
 
IX. Теофраст Парадоксы души
--------------------------------------------------------------- Теофраст. Характеристики. Парадоксы души: Сб./Теофраст. Характеристики; Ж. Лабрюйер. Характеры, или Нравы нынешнего века. Симферополь: "Реноме", 1998 г. (Интеллектуальная библиотека) Переводчик не указан. OCR, spellcheck - Дмитриев И.Е. ---------------------------------------------------------------
БРЮЗГА Брюзгливость -- постоянное недовольство на свою счастливую судьбу. Пришлет брюзге приятель часть кушанья со своего стола -- он обратится к посланному: "Отчего ты не пригласил меня к обеду? Пожалел ложки супу и глотка дрянного вина?.." "Сомневаюсь, чтобы ты любила меня от души", -- отрежет он на жаркий поцелуй любовницы. Он злится не на то, что идет дождь, а отчего он шел не раньше. Поднял он на улице кошелек с деньгами -- скажет: "Впервые нахожу я деньги"; выгодно купил раба после долгих упрашиваний продавца -- проговорит: "Дивлюсь, как дешево купил я этого крепыша!" Ему приносят радостное известие: "Бог дал тебе сына", а он: "Прибавь, половина твоего состояния вылетела в трубу, и не ошибешься"... Он выиграл тяжбу. Ее единогласно присудили в его пользу, а он выговаривает своему стряпчему, почему тот не привел многих веских доводов. Друзья собрали сумму денег ему на пособие. "Поздравляю тебя", -- обратятся к нему. "С чем это? -- спросит он, -- разве я не должен возвратить каждому его взнос да вдобавок поблагодарить за услугу?.."
 
ХВАСТУН Хвастовство -- тщеславное высказывание о своем высоком благосостоянии, которого в действительности нет. Хвастун стоит в гавани и рассказывает иностранцам о своих огромных оборотах в морской, торговле, толкует о высоких процентах за занимаемые для нее деньги и о своих барышах и убытках. Вдруг его хвастливая речь прерывается -- он посылает раба в меняльную лавку, где у него не лежит ни драхмы. Поймает он себе попутчика -- говорит дорогой о том, как он участвовал в походах с коротко знакомым с ним Александром1, сколько осыпанных драгоценными камнями кубков привез оттуда, причем заспорит, что изделия азиатских мастеров лучше изделий европейских, заспорит, хотя сам никогда не покидал родного города. У него есть, продолжает он, три письма от Антипатра2, где его приглашают приехать в Македонию и дают ему право беспошлинного вывоза строевого леса, но он отказался из опасения подвергнуться подозрению: "Македонянам надо быть поосмотрительнее"... В бескормицу он издержал на вспомоществование неимущим согражданам более пяти талантов3 -- отказать у него не хватило духу... Сидит возле него несколько незнакомых лиц -- он попросит одного из них прикинуть, сколько выйдет: шестьсот человек, каждому по мине4, -- причем для большей вероятности всякого из них назовет по имени -- и насчитает даже десять талантов... Столько истратил он, по его словам, на пособия! Он не упоминает еще, скажет он, расходов по триерархиям5 и другим литургиям6. Он подойдет к барышникам, торгующим хорошими лошадьми, и приценится, войдет в магазин кроватей, выберет одеяло таланта в два и напускается на раба, почему он не захватил с собою деньги. Он живет в чужом дому, но незнакомых уверяет, что достался дом ему от отца в наследство; он, впрочем, думает продать его: мал для приема гостей...

 

 

 

Категория: Мини-Хрестоматия | Добавил: Екатерина) (2008-Янв-17)
Просмотров: 2075 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024