Античный театр
Воскресенье, 2024-Май-05, 02:07:14
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории каталога
Словарь [3]
Мини-Хрестоматия [1]
Античные свидетельства
Мозаика фактов [1]
Тесты [106]
Античные театры [7]
информация об античных театрах, сохранившихся до наших дней
Театр Древней Греции [9]
Театр Древнего Рима [4]
для Ленивых) [6]
специально для тех, кому нужно быстро познакомиться с кратким содержанием пьес))

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 717

Главная » Статьи » Словарь

Словарь
Основные понятия, встречающиеся в текстах:
Агон – 1.Состязания спортсменов и артистов, ежегодно проводившиеся в Древней Греции. Сущесьвовал агон хоров, драматургов, (510 г.дон.э.), актеровт (450 – 420 г.г.дон.э.) 2.В аттической комедии (Аристофан) агоном называется диалог и конфликт противников, составляющий стержень пьесы.3. В широком смысле, агон, или агонистический принцип, обозначает конфликтную связь между протагонистами. Каждый из них включается в спор, который накладывает отпечаток на драматическую структуру и составляет ее конфликт
 

Архонт – один из девяти ежегодно избиравшихся высших должностных лиц в Афинах. Во главе городских властей стоял архонт-эпоним, по имени которого назывался год. Архонт-басилей исполнял религиозные функции, например, во время жертвоприношений и праздников. На архонта-полемарха возлагалось командование войсками. Вопросы юрисдикции относились к ведению особой коллегии шести архонтов-фесмофетов. В 5 в. до н.э. должность архонта, еще во времена после Соломона ожесточенно оспариваемая как способствующая достижению реальной власти, утратила свое прежнее политическое значение вследствие усиления роли стратегов и замены выборов назначению по жребию.

Ателлана - (лат. atellana) - вид народных импровизированных сценок в Др. Риме. Название - от города. Ателла в древней Кампании. Главными действующими лицами Ателлан были постоянные типы-маски - Буккон, Доссен, Макк, Папп и др. Наличие традиционных персонажей предопределяло однотипность сюжетных ситуаций Ателлан, в основе которых находились глупость Макка, плутовство Буккона, скупость и честолюбие Паппа, напыщенное шарлатанство Доссена. Ателлана родственна итальянской комедии дель арте, русским представлениям Петрушки, немецким Кашперля и т. п. В 1 в. до н. э. Новием и Помпонием была сделана попытка превращения Ателланы в литературный жанр с заранее написанным текстом; сохранились небольшие отрывки из их произведений. Ателлана как демократический жанр, в котором допускались намеки на политику правящих кругов римского общества, подвергалась в период империи преследованиям; пользовалась популярностью в широких массах италийских земледельцев и ремесленников.

 

Гипокрит – (греч. Букв. – тот, кто отвечает) - одно из наименований актера в Древней Греции. По мнению исследователей древнегреческой драмы, первоначальная функция единственного актера  древнейшей хоровой трагедии– кантаты состояла в том, чтобы «отвечать» своими монологами на вопросы, содержащиеся в песне хора. В качестве примера обычно приводится дифирамб Бакхилида (относится к более позднему времени), где хор задает вопросы, а актер на них отвечает. Существует и другое объяснение термина «гипокрит», основывающееся на том, что это слово употребляется в древнегреческом языке также в значении «толкователь». Отсюда ряд ученых делает вывод, что в задачу актера на ранней стадии развития трагедии входило толкование мифа, составлявшего ее содержание.

Гиматий, гиматион (греч) – один из  основных видов др.-гр. Одежды… театральный костюм - плащ

Гипоскений –(греч) пространство под скеной.

Гистрион - актер в Древнем Риме. Гистриконы составляли труппу, которая возглавлялась актером, вышедшим из их среды. Первоначально Гистриконы играли без маски, которая была введена лишь в 1 в. до н. э. под влиянием греческого театра. Женские роли исполнялись мужчинами. Гистриконы вербовались обычно из низов общества, иногда из рабов, не имели никаких гражданских прав и могли быть подвергнуты телесному наказанию. Только некоторые Гистриконы, достигшие широкой известности, пользовались почетом.

Глоссы - труднопонимаемые слова; к глоссам также относятся и провинциализмы, слова местного происхождения, необычные в литературном языке

(глоссы) обусловила появление в 5 в. до н.э. собраний такого рода толкований в форме глоссариев и лексиконов, своего рода предшественников современных справочников

(Великие) Дионисии -  религиозные празднества в Др. Греции в честь Диониса. В состав Д. входили дифирамб - торжеств, хоровая песнь, прославлявшая Диониса, и комос - вес„лое шествие поселян, сопровождавшееся задорными песенками, нередко обличит. характера. Исполнение дифирамбов приурочивалось в Афинах к первому дню т. н. Великих Д., справлявшихся в конце марта - начале апреля. Этот праздник вместе с Ленеями (конец января - начало февраля) имел наибольшее значение для истории афинской драмы. В 5 в. до н. э. в состав Великих Д. и Лене-ев включались представления новых произведений драматич. поэтов: тр„х трагиков и тр„х комедиографов. Пост. трагедий на Великих Д. началась в 534 до н. э., комедий- ок. 487 до н. э. Каждый трагик представлял по три трагедии и по одной драме сатиров. У Эсхила 4 пьесы часто были объединены единым сюжетом и составляли т. н. тетралогию; у Софокла и Еврипида внутр. связи между отдельными частями тетралогии обычно не было. Комич. поэты ставили по одной комедии. Драматич. произв. оценивались специальными жюри из представителей афинских фил (административных округов); им присуждались первое, второе и третье места (для трагедии и для комедии отдельно). Кроме Великих Д. и Ленеев, справлялись также Малые (сельские) Д. (декабрь-январь), на к-рых могли быть вторично пост. пьесы, вызвавшие одобрение зрителей на больших празднествах. В 4 в. до н. э. состязанию совр. поэтов предшествовала постановка произв. кого-либо из трагиков 5 в. до н.э.

орхестры или по касательной к ее окружности была построена стена, получившая название Скена.

 

Дидаскалии – записи постановок, в которых в хронологической последовательности обозначались хоровые и драматические представления. Дидаскалии содержали сведения о начале представлений, жанре и названии произведения, о поэте, хоре и именах выдающихся актеров, а также о призах. Дидаскалии Афин были опубликованы Аристотелем и послужили ценным источником для гипотез александрийских ученых.

Дистегия – ( от греч. Приставка, крышка, двойной) – в театре внутренний подъемник, дававший возможность действующим лицам показываться изнутри скены на разных высотах сценической постройки- в окне, на балконе, на крыше.

Дифирамб –Первоначально культовое хоровое песнопение в честь бога Диониса. Возник в устной народной поэзии. В 7-6 вв. до н.э., литературную форму дифирамбу придал поэт Арион. При исполнение дифирамба из хора выделялся запевала, зачинавший песню, подхватываемую хором. Дифирамб отличался повышенной эмоциональностью и, по-видимому, включал зачатки диалога (между запевалой и хором), что и определяет его значение для возникновения греческой драмы.

 Завязка­ - событие, являющееся началом (завязыванием) действия (развития фабулы); часто знаменует возникновение конфликта между действующими лицами.

 

КантаменацияТекстологический прием, соединение текстов разных редакций одного произведения.

Катарсис  - (греч. – очищение) – одна из целей и одно из следствий трагедии, совершающей очищение страстей, главным образом посредством сострадания и страха в момент их возникновения у зрителя, который отождествляет себя с трагическим героем. Катарсис в театре наступает также во время исполнения музыки. (Арстотель «Поэтика»).

 

Коммос (Комос) -  шествие с пением и музыкой, которое устраивали после симпосия его участники, в том числе гетеры. Комос имеет культовое происхождение. К слову «комос» восходит слово «комедия».

Корифей – в древнегреческой драме  предводитель хора. В трагедиях Эсхила исполнитель мелодекламационных речитативов, открывающих трагедии «Просительницы», «Персы», «Агамемнон». Корифей активно вступал в контакт с актерами по ходу исполнения трагедии у Софокла, Еврипида, Аристофана.

Котурны – высокие закрытые сапоги из мягкой кожи на высокой подошве; использовались актерами при исполнении трагической роли – они увеличивали рост актера, придавали величественность фигуре.

Ленеи – один из праздников бога Диониса в Ионии и Аттике (Древняя Греция). Ленеи праздновались в месяце Гамелионе (январь-февраль). В Афинах во время ленея исполнялись дифирамбы и устраивались драматические состязания. В отличие от состязаний на Великих Дионисиях, на лене главное место отводилось комедиям.

Логейон - (место, с к-рого говорят, от греч. «слово, речь») - в античном театре эллинистической и римской эпох помост, на к-ром играли актеры. Логейон соединял оба параскения и представлял собой крышу проскения. В греческом театрере классической эпохи местом выступления актеров была орхестра. Впервые термин "Логейон" засвидетельствован для 279 до н. э. Позднеэллинистические и римские авторы используют вместо этого термина имевшее первоначально более широкий смысл слово "скена" (?????, scaena), чем подготавливалось его совр. значение (сцена -площадка, на к-рой происходит театр. представление). Для передачи слова "Л." римляне пользовались также термином"пульпитум".

 

Маски – еще в конце 2-ого тысячелетия до н.э. участники культовых обрядов, стремясь представить себя различными божествами или злыми духами, надевали маски с изображением голов животных или человеческих лиц. Появление театральных масок связано с культом Диониса. В античную эпоху широко использовали маски с изображением страшных мифологических существ и маски, якобы обладающие магической силой. Позднее маски применялись для украшения зданий или гробниц.

Мим - 1) Особый вид представлений в античном театре, короткие сценки бытового и сатирич. содержания. Возник в Др. Греции в 5 в. до н. э. как народная  драматическая  импровизация. Поэты Софрон и Ксенарх придали греческому  Миму литературную  форму. В эпоху эллинизма (4-3 вв. до н. э.) Мим широко распространился на Ближнем Востоке; к этому времени относится творчество знаменитых греч. мимографов Герода и Сотада. В конце 3 в. до н. э. под влиянием культуры греческих колоний на Юге Италии Мим проникает в Рим, где достигает расцвета в творчестве поэтов Децима Лаберия и Публилия Cupa (1 в. до н. э.). При Августе большой популярностью пользовались греческие мимы Филистона. В эпоху империи Мим стал преобладающим театральным жанром; существовал также в Византии до конца 7 в. В 691 Турульский собор запретил Мим как греховное зрелище.

Мимы изображали жизнь низших слоев города и деревни; действ, лицами были обычно рабы, сводни, гетеры. По форме Мимы представляли собой сюжетные сценки с комическими монологами (т. н. "пегнии" - шутки) и диалогами ("мимология"), где стихи чередовались с прозой. Существовали также вокальные Мимы ("мимодия"), которые включали и танцы. Мимы разыгрывались на улицах, площадях, в богатых домах, позже проникли на сцену. актеры играли без масок; в отличие от др. видов античной драмы, в Мимах впервые участвовали женщины. Представления Мимов часто сопровождались выступлениями акробатов и фокусников. Во времена империи М. перерастают в большие пьесы со сложным, занимательным, преимущественно любовно-авантюрным, сюжетом. Среди действ, лиц появляются мифологиеские персонажи - боги, герои. Развивается внешняя, зрелищная сторона представлений, в них участвуют дрессированные животные. Развитие Мимов во всех его разновидностях (мимиамбы и др.) отразило усиление реалистических тенденций в античном театре.

Влияние Мима на литературу проявилось в древности (некоторые диалоги Платона, идиллии Феокрита). В древнеримской философской литературе (напр., у Сенеки) были широко распространены нравоучительные сентенции из мимов Публилия Сира. Влияние М. сказалось также в средневековых фарсах и в итальянской комедии дель арте.

2) актер или актриса - исполнители М. Сведения о них содержатся в текстах древних авторов и в надписях. Значит, число их изображений да„т вазовая живопись. Известны M. - исполнители характерных ролей, фокусники, акробаты, клоуны и др. Нек-рые источники (Цицерон, Плутарх) говорят о социальном бесправии М. и о презрительном отношении к ним правящих кругов. Однако известны факты и покровительства М. Афиней называет имена наиболее знаменитых М.: Ноэмон - исполнитель драм. частей мима, клоун Евдик, фокусники Матрий, Кефисодор, Панталеон, акробаты Гераклит из Ми-тилены и Филистид из Сиракуз.

 

Онкос – возвышение, выступ над лбом у трагических масок, увеличивающий рост актера.

Паллиата – [лат. palliata, от palliatus - одетый в плащ (pallium)], "комедия плаща"-древнеримский .драматический жанр, распространённый в 3-2 вв. до н. э. Возникнув на основе новой аттической комедии, П. изображала частную жизнь ср. кругов греч. населения: ремесленников, купцов, мореплавателей, мелких рабовладельцев. Действующими лицами П. обычно были вероломный или скупой сводник, развратная гетера, хвастливый воин, раб на побегушках, прожорливый и бессовестный парасит. Первая П. написана Ливнем Андроником (известна лишь по свидетельствам др. авторов), пост. в 240 до н. э. на "Римских играх". Древний канон авторов П. (конец 2 в. до н. э.) называет поэтов: Атилия, Лициния, Лусция Лапу вина, Невия, Плавта, Теренция, Трабея, Турпилия, Цецилия, Энния. Сохранилось значит, число комедий Плав-та и Теренция, от произв. др. драматургов - только заглавия и небольшие отрывки. Авторы П. обычно переделывали греч. пьесы, иногда используя при„м контаминации для изменения сюжета греч. оригинала и характеров персонажей. Диалоги в П. чередовались с кантиками. П. ставилась на низкой, характерной для др.-рим. т-ра, сцене. Сплошная деревянная стена, на фоне к-рой разыгрывались первые драм. представления в Италии - мимы и флиаки, в П. была заменена более сложной декорацией.

Парасит - (греч. тсаржлтос, букв.- сотрапезник) - традиционный персонаж античной  комедии, обжора-прихлебатель, напрашивающийся на угощение к богачам и развлекающий хозяев лестью и остротами. Зарождение типа Парасита. относится к творчеству Эпихарма. Однако на передний план образ Парасита выходит только в новой аттической комедии. Парасит обычно связан с другими традиционными комическими типами - хвастливым воином или влюбленным  юношей. В древнеримской комедии (Плавт и др.) П. обычно наделялись яркими "говорящими" именами: "Артотрог" ("Хлебогрыз"), "Пени-кул" ("Столовая щ„тка") и т. п.  

 

 

Парабаса (парабаза) – хоровая партия древней комедии и одна из ее основных частей. Парабаса появляется в основном в середине пьесы и включает семь частью произносимых, частью попеваемых частей. В начале парабазы хор сбрасывает маски; его предводитель высказывает, часто безотносительно к содержанию комедии, собственное заявления автора комедии. Парабаса постепенно пришла в упадок с падением демократии; в последних пьесах Аристофана она уже отсутствует.

Параскений – (греч) – боковые деревянные пристройки по обеим сторонам центрального фасада скены.

Парод – а) в древнегреческом театре – открытый проход на орхестру между амфитеатром и зданием скены. Через парод перед началом спектакля входила часть зрителей, во время спектакля – хор. В 1 в. н.э., когда по римскому образцу были перестроены греческие театры, парод имел условный смысл: через западный (правый от зрителей) парод вступал хор, якобы приходивший из Афин (актер – через западную дверь, ведшую на проскений), через восточный (левый) парод – хор, приходивший из чужой страны; б) в древнегреческой трагедии и древней аттической комедии – первая вступительная песнь хора. Исполнялась под звуки маршевой музыки и сопровождалась танцами. Часто парод был соединением лирической партии хора с монологом или диалогом актеров. Пение чередовалось с речитативом, декламацией. Парод следовал обычно сразу а прологом. Две из дошедших до нас трагедий Эсхила («Просительницы», «Персы») начинались с парода.

 Перипетия - неожиданное обстоятельство, вызывающее осложнения, внезапная перемена, момент, когда судьба героя делает неожиданный поворот. Согласно Аристотелю. Это переход от счастья к несчастью или наоборот.

 

Пирриха – танцевальный спектакль в исполнении ансамбля танцоров в любом  количестве до 200 человек. Пользовались успехом у римлян.

Пролог - Вступительная часть пьесы (спектакля, представления). В др.-греч. драматургии и т-ре в П. излагался миф, положенный в основу произв. или рассказывались предшествующие началу пьесы события. В церковной ср.-век. драме (мистерия, миракль, моралите) П. носил характер церковной проповеди или молитвы. В т-ре эпохи Возрождения П. часто являлся кратким изложением содержания драмы. Своеобразным видом П. было лоа исп. комедии. П. использовался также авторами для выражения политич. и эстетич. взглядов и для полемики со своими противниками, особенно в т-ре 17-18 вв. П. наз. также аллегорич. представление, к-рым открывался торжественный спектакль (напр., П. на открытие Большого т-ра - "Торжество муз" Дмитриева с музыкой А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского и Ф. Е. Шольца, пост. 1825). В 19-20 вв. П. стал одним из видов вступительной части лит. произв. разл. жанров, в т. ч. и драматических ("Снегурочка" Островского, "Мистерия-Буфф" Маяковского и др.).

Протагонист – (от греч. – первый и бороться) – актер, исполняющий главную роль. Актер, исполняющий вторую роль – девтерагонист, треть роль – тритагонист. Исторически они появлялись в следующем порядке: хор, затем протагонист ( у Тепсиса), девтерагонист  (у Эсхила), тритагонист (у Софокла).

Проскений  (греч.) пространство перед скеной.

Развязка - компонент фабулы, завершение действия литературно-художественного, сценического и кинематографического произведения; обычно знаменует разрешение конфликта художественного и дается в конце произведения.

Скена - (греч. палатка, деревянная будка) - одна из трех частей древнегреческого театра. В ранний период (до Эсхила) Скена - временное деревянное помещение для переодевания и выхода актера, исполнявшего различные роли. С усложнением театрального действия и введением 2-го и 3-го актеров, позади

Стасим – песнь хора, которую он поет, стоя на орхестре

 

Схолия – в античности или в средние века пояснения к малопонятному месту др. текста. Схолии, состоящие из указания комментируемого места (леммы) и объяснения, давались или над строкой (интерлинеарная схолия), или на полях текста, а также в качестве самостоятельных комментариев. Схолии, возникшие из пояснений к Гомеру, сделанных для учеников афинских школ еще в 5 в. до н.э., появились в большом количестве во времена расцвета александрийской филологии. Нередко схолии были результатом интенсивного изучения комментаторами специальной научной литературы, например метрики и мифологии. Для ученых, занимающихся древностью, они являются источником уникальных данных, не утративших ценности и поныне. До нас дошли схолии к Гомеру, Пиндару, Эсхилу, Софоклу, Еврипиду, Аристофану, Фукидиду, Платону, Аристотелю, Каллимаху, Феокриту и пр. В Риме, в результате разрозненных толкований литературных текстов возникла обширнейшая вспомогательная литература. Кроме того, известны схолии к Теренцию, Цицерону, Горацию, Лукану, Персию, Ювеналу и пр. Традиция пояснять труднопонимаемые слова

Театрон – (греч.) – места для зрителей, пространство зрителей.

Теорикон – (греч) – деньги, специально выдаваемые бедным гражданам на театральные представления из государственной казны как возмещение потери части заработка. Введено Периклом, отменено Демосфеном в 330 до н.э. в связи с большими расходами на вооружение.

Тетралогия – в древнегреческом театре 5 в. до н.э.  четыре драматических произведения (три трагедии и одна сатировская драма), с которыми драматург выступал на состязаниях в Афинах.

Травести (от итал. travestire- переодевать, переодеваться) – изложение литературного произведения в шутливой форме (напр. У Лукиана). Травести отличаютс от пародий тем, что сохраняют содержание оригинала, но изменяют его форму.

Фабула - в художественном произведении цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. В составе фабулы различают экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Иногда фабулой называют порядок, ход и мотивировку повествования о событиях.

 

Флиаки (греч. phlýax,  болтун, родительный падеж phlýakos – шутка), 1) народные театральные представления, получившие особенное распространение в 4–3 в. до н. э. в древнегреч. колониях на юге Италии, островах архипелага, в некоторых областях Балканского полуострова (иногда под др. название). Состояли из импровизационных комических сценок, изображавших повседневную жизнь, весёлые похождения богов и героев (Зевса, Диониса, Геракла и др.), пародировавших комедии, трагедии. О сюжетах и костюмах можно судить главным образом по изображениям на вазах. Литературная форма Ф. была придана около 300 до н. э. Ринтоном Тарентским. Позднее среди авторов Ф. – Скир, Блес из Каприи, Пирр Милетский, Тимохарид, Сопатр. Ф. оказали влияние на римcкую ателлану; 2) Актёры, исполнители Ф. Лицо их скрывала смешная или уродливая маска. Костюм состоял из трико с «набивкой», уродливо увеличивавшей части тела. Женские роли обычно исполнялись мужчинами.

Фесценнины (лат. Fescennina или Fescennini) от названия города в Этрурии Фесцениния, где якобы возникли Ф.)- насмешливые, шуточно-бранные песенки, исполнявшиеся в Др. Риме на празднествах в честь уборки урожая и на свадьбах. Сельские Ф., первоначально носившие характер безобидных, хотя и грубых шуток, затем стали использоваться крестьянами как средство обличения знатных землевладельцев. Это вызвало с их стороны резкую оппозицию и привело к запрещению в Ф. личных нападок. Разновидность Ф., к-рые исполнялись попеременно двумя группами, по-видимому, явилась зародышем римской драмы. По мнению современников, Ф. были близки комедии Невия и отчасти

 

Хоревт – (греч.) – участник  хора в комедии и трагедии.

Хорег – состоятельный афинский гражданин, бравший на себя расходы по постановке драмы, содержанию актеров и хора, а также решавший технические и организационные вопросы (приобретение реквизита и тюпю).

Эккиклема – (греч. – выкатывание) – подвижная площадка, выкатывавшаяся на орхестру из здания скены в тех случаях, когда требовалось показать события, происходившие внутри дома, дворца или храма.

Эорема – (греч – поднимаю)  ( др. назв. - механе - машина)– подъемная машина в театре при помощи которой «Боги» и «Герои» спускались с «неба» на «землю» или улетали.

Эписодий - в др.-греч. драме речевая сцена, расположенная между двумя партиями хора. Термин "Э." объясняют либо как включение диалогич. частей в первоначальную хоровую трагедию, либо как появление на орхестре нового действующего лица. В ранних трагедиях Эсхила Эписодии занимают около половины трагедии и отличаются простотой построения; в "Орестее" Эсхила, а также у Софокла и Еврипида Э. разрастается в большую, драматически насыщенную сцену. В древнеаттической  комедии краткие, сменяющие друг друга Эписодии служат для демонстрации торжества героя и посрамления его противников. В произведениях Менандра, где хор теряет свое значение, Эписодии равнозначны явлению в новой драме.

Эскод – а)в античной драме заключительный выход хора в представлении; б) в древнегреческом театре заключительная часть представления, в конце которого актеры и хор покидали место игры. В эксоде возможен диалог актеров между собой, актера с корифеем (предводителем хора), а также коммос (в трагедии)

 

Категория: Словарь | Добавил: Екатерина) (2008-Янв-17)
Просмотров: 12284 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024