Устройство театра
Театральное здание, обычно располагалось на естественных холмах, Театр Диониса в Афинах расположился на холме Акрополя.
Характер представлений обусловливал и вид театрального сооружения. Театр был массовым. Театр в Афинах вмещал до 27000 человек. Театр в Мегалополе – 44000 человек.
Театр был без крыши и состоял из трех основных частей: орхестры (от глагола «пляшу»), мест для зрителей - театрона(от глагола «смотрю») и скены (от греч. «палатка»). (Схему театра См. в фотоальбоме)
Древнейшей из этих частей является орхестра – круглая площадка, на которой выступали хор и актеры. Поскольку актеру приходилось уходить и вновь выходить на орхестру для переодевания, то против мест для зрителей было построено маленькое деревянное сооружение – скена. Постепенно скена превратилась в заднюю трехмерную декорацию. Действие стало перемещаться с середины орхестры на задний план, ближе к декорациям. Чтобы фиксировать внимание зрителей на скене – ее по бокам стали ограничивать двумя пристроенными флигелями – параскениями, каждый из которых имел тоже по выходу на орхестру. Об устройстве античного театра можно узнать из трактата «Об архитектуре» древнеримского архитектора и инженера Витрувия (См. Мини-хрестоматию).
Драматургия стимулировала процесс обновления обустройства театрального пространства. В V веке в театре уже было несколько простых театральных механизмов.
Первая машина – эккиклема – представляла платформу на колесах, выкатываемую на колесах из «царской двери» на орхестру по особым желобам. Это был своеобразный «крупный план» - условный показ того, что происходило внутри помещения скены – дома, дворца или храма. Это могли быть трупы убитых героев, поскольку сцены самих убийств не принято было показывать зрителям. В комедиях ее использовали для пародирования трагедий.
Другая машина – эорема или механэ – служила для появления персонажа над зданием скены и представляла собой подъемный кран, прикрепленный изнутри к верхним балкам здания скены. В трагедии обычно использовалась в финале для эффектного появления богов. А в комедиях ее использовали для пародирования трагедий.
Третья машина – дистегия – внутренний подъемник, дававший возможность действующим лицам показываться изнутри скены на разных высотах – на балконе, в окне и т.д.
В эллинистическую эпоху устройство греческого театра претерпело многочисленные изменения. Бытовая драматургия, воспроизводившая жизнь купеческой рабовладельческой семьи требовала иного способа показа.
Перед зданием скены соорудили специальную приподнятую сцену, назвав ее проскением, пространство перед скеной. Она получилась из передней части крыши старинной скены, которая теперь превратилась в гипоскений - пространство под скеной. Все действие пьесы теперь разворачивалось на проскении.
Вначале зрители свободно размещались вокруг актеров, позднее на склонах холмов появились специальные места для публики.